
Проблемы российских ИТ-аутсорсеров
Аутсорсинг – одно из основных направлений отечественного рынка IT-услуг. В соответствии с результатами исследования компании IDC доля аутсорсинга в общем объеме рынка достигает 30 %. Сам рынок IT-услуг вырос за 2018 год на 20,7 %. Однако это рост на фоне значительного падения с 2014 по 2016 год. Так, если в 2013 году объем рынка составил $7,7 млрд, то в 2016 – уже $4,2 млрд. После этого периода наблюдается рост рынка ($5,1 млрд – в 2017 году, $5,4 млрд – в 2018). Что касается аутсорсинга, то его доля в общем объеме, хоть остается высокой, но темпы его роста отстают от общего роста отстают от общего роста рынка (3,6 % против 4% за 2018 год).
Потеря привлекательности
Снижение роста ИТ-аутсорсинга связано со снижением спроса на этот вид услуг. Если 10 лет назад большинство компаний стремились передавать все непрофильные процессы в аутсорсинг, то сегодня существует обратная тенденция. Сейчас крупные корпорации стремятся по возможности самостоятельно решать большинство задач. Это объясняется тем, что у руководства есть намного больше рычагов управления собственным персоналом, по сравнению с аутсорсерами.
Эти процессы характерны исходят из глобального рынка. На Западе сегодня преобладает проектное мышление и проектный подход к реализации стартапов. Поэтому разработчики охватывают все возможные направления. При таком подходе отдельные профессии, например тестирование, превращаются в один из навыков, которым должен обладать специалист.
Проблемы выхода н внешние рынки
При уменьшении спроса внутри страны закономерным решением выглядит выход на внешние рынки. Здесь у отечественных компаний есть очевидное преимущество – сравнительно недорогая и квалифицированная рабочая сила. Однако российских аутсорсеров на внешних рынках выглядят достаточно скромно. Они уступают коллегам из Украины, Белоруссии, Индии. Объясняется это, как ни странно, тем, что в России все-таки есть определенный объем заказов на услуги ИТ-аутсорсинга. Ими достаточно активно пользуются многие крупные компании и государственные учреждения.
В Белоруссии, Украине и Индии с внутренним рынком все намного сложнее. Поэтому аутсорсеры из этих стран намного легче приспосабливаются к западным реалиям и выигрывают конкуренцию.
Нельзя не отметить и проблемы с продвижением на Западе, связанные с политическим аспектом. Фактор санкций значительно сужает перспективы для российских разработчиков. Заказы на рынке B2C для них еще доступны, также можно пытаться получать заказы в сегменте B2B, однако выход на сотрудничество с государственными учреждениями фактически закрыт. Еще работающие в США отечественные крупные компании стараются скрывать свое российское происхождение.
Уровень доходности
Еще одной существенной проблемой для компаний, работающих на рынке IT-аутсорсинга является снижение доходности. Рост уровня ставок, которые заказчики готовы платить за аутсорсинг, практически остановился уже несколько лет назад. При этом зарплата в ИТ постоянно повышается. В связи с этим компании-аутсорсеры вынуждены набирать большие объемы заказов, чтобы компенсировать снижение цен. Обслуживание таких объемов требует повышения штата специалистов.
В результате компания попадает в замкнутый круг. Чтобы выиграть в конкуренции за заказы, аутсорсер снижает цену. Получая много заказов, он вынужден нанимать больше работников. Чтобы обеспечить специалистам достаточный объем работы, ему приходится снова снижать цены. Это приводит к снижению уровня доходов в отрасли, которое продолжается уже несколько лет.