Снижение Государственных Затрат на Информационные Технологии: Анализ и Перспективы

Снижение Государственных Затрат на Информационные Технологии: Анализ и Перспективы
02.02.2024

Снижение Государственных Затрат на Информационные Технологии: Анализ и Перспективы

Согласно последним данным, представленным CNews, объем государственных закупок в области информационных технологий к концу 2023 года сократился по Закону №223 на 19,3% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 152,6 млрд рублей. Аналогичная тенденция отмечена и в рамках Закона №44, где уменьшение составило 7,9%, достигнув 276,75 млрд рублей. Эти данные были предоставлены аналитическим центром Right Line.

Закон №44 регулирует государственные закупки компаний, полностью принадлежащих государству, в то время как Закон №223 касается закупок компаний с государственным участием, где доля государства составляет не менее 50%.

Снижение объемов закупок затронуло как программное обеспечение, так и компьютерную технику и периферийные устройства, где наблюдается снижение на 6,3% и 9,4% соответственно. Государство потратило 135,6 млрд рублей на программное обеспечение и 144,1 млрд рублей на компьютеры.

Общие расходы России на информационные технологии сократились на 22 млрд рублей в 2023 году по сравнению с предыдущим годом. Основные государственные закупки по Закону №44 были сосредоточены в Москве и Московской области, Калужской области, Санкт-Петербурге, Новосибирской области, Краснодарском крае и Республике Татарстан. Закон №223 также включает в список регионы, такие как Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижегородская область и Чувашская республика.

Сокращение расходов не препятствовало увеличению общего количества сделок в области информационных технологий, которое выросло на 10,5%, достигнув 81,6 тыс. Количество государственных закупок программного обеспечения и лицензий по Закону №44 увеличилось на 6,2%, достигнув 20,1 тыс. Закупки компьютеров и периферийного оборудования также увеличились на 11,9%, составив 61,7 тыс. тендеров.

Отчет Right Line учитывал начальную максимальную цену контрактов, установленную в тендерах, опубликованных на портале государственных закупок. Тем не менее, не все тендеры завершились, и в некоторых случаях цены могли снизиться.

Защита от санкций

Иван Белорыбкин, коммерческий директор Right Line, отметил, что уменьшение объема открытых закупок государственных корпораций, работающих по Закону №223, наблюдается уже не первый год

. Одной из причин такого явления стало постановление Правительства №301, принятое в марте 2022 года, которое разрешило госкорпорациям проводить тендеры в закрытых разделах электронных площадок.

В соответствии с постановлением Правительства №301, основаниями для неразмещения информации на официальном портале государственных закупок являются введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими враждебные действия в отношении России, ее граждан и российских юридических лиц, а также принятие ограничительных мер в отношении заказчика, осуществляющего закупку.

В октябре 2023 года CNews сообщал о статистике государственных закупок за первые девять месяцев прошлого года. Тогда эксперты отметили, что сокращение объема закупок в целом не связано с уменьшением их числа или бюджетов, выделенных на эти цели.

Евгений Карасев, операционный директор "ТЭК-Торг", заявил, что многие крупные российские компании перевели свои закупки в режим "закрытых" тендеров. По его мнению, это относится к крупнейшим банкам, телекоммуникационным и транспортным компаниям.

Динар Мулюков, руководитель группы по работе с государственным сектором в Innostage, считает, что проведение закрытых закупок защищает поставщика от "вторичных санкций". Он подчеркнул, что информация о победителях закрытых тендеров не раскрывается, и поставщик, выигравший тендер, не рискует подвергнуться санкциям.


Возврат к списку

×